Японские часы
— Мистер Бонд, я прямо из Швейцарии…
— А шоколадку не привезли?
«Бондиада»
Кто именно из Бондов из Швейцарии ждал именно шоколадку, автор затрудняется вспомнить, но Роджер Мур в десятой части похождений Бравого шпиона Джеймса ни на что швейцарское, кроме сладостей, точно не претендовал. Хотя, как известно, издавна Швейцария – это шоколад+часы. Но зачем Бонду было нужно в 1977 году хваленое швейцарское часодеяние, если запястье супершпиона украшал стальной браслет японских электронных Seiko (модель 0674 LC).
Seiko H357 Duo Display с двойным циферблатом мы видим и в картине 1981 года «Только для твоих глаз», из чего можно сделать вывод, что японские Seiko спасли мир дважды. Минимум!
Как так получилось, что вырвавшись в авангард часового фронта, японские модели как будто снова ушли в тень?
Разобраться в этом нам снова поможет небольшой экскурс в историю.
Первые механические часы были завезены на островное государство еще во времена сёгуната. Но имея перед глазами европейский оригинал, японцы ожидаемо приспособили завезенную механику под свое время (до 19 века в Японии дневные часы были короче зимних).
Более или менее японское время пришло в равновесие с европейским, одновременно с введением григорианского календаря. Однако длившаяся три века сакоку (политика самоизоляции страны) наложила печать на часовое дело в том числе. Уже в начале 19 века в стране стали делать первые наручные часы. Какими они были? Верблюда видели? Совсем не оно. «Нет калькированию», -постановили японцы и жестко придерживались этого правила даже в ущерб точности часов. Да, первые японские «хронографы» были дорогими и время показывали… примерное. И так продолжалось до тех пор, пока не случилось знаменитое японское экономическое чудо. Сами по себе, как мы знаем, чудеса не происходят. Государство и большие бизнесы в середине прошлого столетия объединились, чтобы сломать сложившийся в мире стереотип «Японское – не качественное». Коллаборация власти и денег вывела японское на такой уровень, что по сей день мы принимаем стереотип «Японское – прогрессивное».
Те же Seiko – давно признанный мировой бренд, который удерживает позиции за счет высокотехнологичности своих моделей и большой (очень большой) функциональности.
В ту же копилку - японские Casio, часы, в которых невозможное возможно.
А если японцы так круты, то почему в начале статьи мы признали, что сегодня они находятся в тени? Скажу прямо – имидж японских часов испортили… бюрократы.
Тогда, когда швейцарские мануфактуры вошли в пике и стали закрываться десятками, три главных японских кита (Seiko, Citizen и Casio) сделали ставку на кварцевые механизмы и низкую цену часов, полагая, что демократичность позволит им закрепиться навсегда на освободившемся поле.
Но швейцарцы вернулись в игру, выдвинув аргумент, переломивший это сражение за время – статусность. Внушив людям мысль о том, что механика и высокая цена – это престижно, Швейцария снова вошла в первую лигу, а Япония слишком долго на уровне кабинетов пыталась осознать, что время играет не на нее.
На самом деле сегодня имидж японских часов очень надежен. Это качественные, доступные и очень прогрессивные часы для тех, кто умеет оборачивать время на пользу себе, не обращая внимания на навязанные клише.
И, в конце концов, это просто оригинально!
Автор: Наталья Корскова